ГСИН1 gerb

      
Если изображения не видно, обновите страницу

на главную

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Концепция воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях ГСИН МЮ ПМР

1. Общие положения

    За время функционирования уголовно-исполнительной системы в структуре МВД СССР и ПМР накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учётом тенденций развития социально-экономических, политических, государственно-правовых, нравственно-этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными, внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта.
    Всё это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной роботы с осужденными УИС ПМР, которая представляет собой систему взглядов, принципов, приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.
     Воспитательная робота с осужденными- это система педагогических обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
     Воспитательная робота рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.
     Воспитательная робота с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма: законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно-полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально-полезных связей осужденных, широкого участия общественности в дела.

2. Цель и задачи Концепции

     Целью Концепции является дальнейшее совершенствование Воспитательной роботы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений. Задачами Концепции являются:
     - обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы:
     - воспитание у сотрудников УИН уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнёрства;
    - обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учётом степени общественной опасности и социально-педагогической запущенности осужденных.
    - педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осужденными.
     - создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения;
    - сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов; - усиление воспитательной направленности труда, ориентация воспитательной роботы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно-полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта;
     - развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИН на осуществление непрерывного психолого-педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, общественной, досуговой.

3. Основные направления совершенствования воспитательной работы.

     3.1. Совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными:
     - разработка и внесение предложений о законодательном закреплении понятия "воспитательная работа ", а также принципов её организации и проведения в учреждениях ГУИН;
     - совершенствование нормативно-методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации;
     3.2. Гуманизация условий отбывания наказаний:
    - обеспечение социально-правовой и социально-психологической защищённости осужденных, оказание им помощи и поддержки;
     - создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проведения с ними воспитательной работы;
     - расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при учреждениях исполнения наказаний общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных ;
     - обеспечение реальных условий для общения осужденных с представителями средств массовой информации, обсуждение проблем учреждений исполнения наказаний в местной печати, программах радио и телевидения;
     - создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов.
     3.3. психолого- педагогическое обеспечение воспитательной работы:
    - развитие психологической службы УИН, совершенствование её организационно-штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров;
    - разработка и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в УИН, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;
    - оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, роботе личности над собой;
    - разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей социальной реабилитации.
     3.4. Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы:
    - обеспечение комплексного подхода к планированию воспитательной работы;
     - организация в УИН нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных;
     - использование различных форм проведения воспитательных мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных ) и соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения, стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.);
     - реализация целенаправленного психолого- педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий;
     - организация полезной деятельности осужденных в различных сферах (труд, учёба, досуг, работа в самодеятельных организациях);
    - формирование нравственно-правовых отношений в среде осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг на друга;
     - формирование уважительных взаимоотношений между осужденными и сотрудниками УИН в направлении отношений партнёрства;
     - организация самовоспитания осужденных, развитие самодеятельных начал управления;
     - поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать на них позитивное воздействие;
    - оказание содействия в восстановлении социально-полезных связей осужденных;
     - привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей и служб УИН, представителей общественности;
    - использование в с осужденными положительного влияния режимных требований;
    - сбор, систематизация и распространение положительного опыта воспитательной работы.
     3.5. Совершенствование управления отрядной системой в учреждениях исполнения наказания:
     - дальнейшее развитие организационно-управленческих структур отрядной системы, повышение отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их полезной занятости, подготовке к освобождению;
     - педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с осужденными;
    - развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни, внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нём);
    - укрепление материальной базы отрядов и обеспечение необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием, спортинвентарём.
     3.6. Укрепление взаимодействия учреждений ГСИН с общественностью:
    - привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, РПЦ и т.д.);
     - привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;
    - содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;
     - развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;
    - налаживание отношений с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе- совершенствовании воспитательной работы с осужденными.
     3.7. Дифференциация воспитательной работы с учётом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений ГСИН, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на:
     - осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательном учреждении; - осужденных женского пола;
     - осужденных, отбывающих наказание в учреждениях исполнения наказания различных видов режима;
     - осужденных, отбывающих наказание в тюрьме;
     - осужденных, отбывающих наказание в ЛТП. Для реализации изложенных в Концепции требований необходимо:
     - создание системы непрерывной профессиональной подготовки воспитателей, психологов, начальников отрядов, социальных работников на базе Приднестровского государственного университета, ТЮИ МВД ПМР;
     - организация в учреждениях ГСИН обучения сотрудников по психолого-педагогической проблематике;
     - стимулирование профессионального роста сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, путём введения категорий (квалификаций или классности), дифференциации оплаты труда.
     - Материально-ресурсное обеспечение воспитательной работы должно быть достаточным для реализации мер, предусмотренных настоящей Концепцией.
    

К оглавлению